Skip to main content

Нужен ли уголовный адвокат в России?


В своих сатирико-юмористических опусах на тему российских уголовно-правовых реалий я неоднократно делал акцент на том, что целый ряд основополагающих принципов присущих цивилизованному правовому государству у нас в России лишь продекларирован в разного рода правовых документах, в том числе в Конституции.




На деле же оказывается, что правовая система чаще лишь делает вид, что работает, а фактически уже давно превратилась в бюрократическую карательную машину которая функционирует на пользу кому угодно, но только не простым гражданам.

В этой связи мне неоднократно задавали вопросы вроде такого: "Коль скоро у нас в России правосудие практически не работает, а правоохранительные органы, бездушно штампуя "палки" в отчеты, ни в грош не ставят права и свободы граждан, то есть ли вообще смысл в профессии уголовного адвоката?"

Признаться, когда я сам задал себе этот вопрос впервые, то не смог ответить на него сразу однозначно и аргументированно.

Сейчас я уверен в ответе на этот вопрос, который, однако, лежит вне бинарных систем координат типа "хорошо-плохо", "черное-белое", "пан или пропал", "успех или провал".

Я не стану здесь говорить о "решалах" (слышал, что даже сериал есть с таким названием или фильм), речь пойдет лишь о том, какую пользу может принести своему доверителю адвокат и стоит ли эта польза денег?

Начну пожалуй с этакого в некотором роде философского рассуждения. Несмотря на всеобъемлющую ж@пу, которая накрыла собой всю нашу необъятную родину вместе с ее многострадальной правовой системой, тьма не окутала все аспекты системы равномерно.

Оправдательный приговор стал практически правовым нонсенсом?
Да, но пока, слава богу, в санкциях статей уголовного кодекса есть разбег по наказаниям и далеко не всех осужденных "грузят по полной".

Для читающих криминальные хроники обывателей нет существенной разницы в том, дали кому-то 6 или 8 лет лишения свободы, а для того, кто сидит в СИЗО и уже успел ознакомиться с качеством и изысками тюремного сервиса, не только каждый год имеет значение, но и каждый месяц, каждая неделя, а, возможно, и каждый день.

Я уж не говорю о разнице между реальным и условным лишением свободы! Она, вне всякого сомнения, очевидна даже для обывателей.

К сожалению, красноречие и способность к убеждению адвоката в отечественных реалиях не играет столь существенного значения нежели таковые в цивилизованном западном уголовном процессе. В суде убеждать, как правило, некого.

Судья руководствуется мнениями вышестоящего суда, а присяжных в наших судах можно встретить ненамного чаще чем Амурского тигра в естественной среде обитания.

Разница лишь в том, что Амурский тигр - вид исчезающий, а присяжные в российском уголовном процессе - вид вяло зарождающийся.

Вместе с тем, как показывает практика, при наличии у адвоката соответствующего опыта и знания принципов функционирования отечественной правовой системы, есть возможность влиять как на решения следственных органов, так и на решения судов, делая их более желаемыми для стороны защиты.

Так, например, понимая, что как следствие, так и суды с определенного момента начинают тяготиться процессуальными сроками, можно добиться определенных преференций для подзащитного, помогая следствию или суду эти сроки безболезненно соблюсти.

Оговорюсь, что не имею в виду тупое и неэтичное затягивание процессуальных сроков, коим порой грешат недобросовестные адвокаты. Такие вещи часто приводят к негативным последствиям как для подзащитного, так и для самого защитника.

Дабы не показаться скучным, не буду углубляться в подробности и витиеватости юридической техники, скажу лишь, что практически в любом уголовном деле есть пространство для "процессуального маневра".

И несмотря на то, что порой это "пространство" слишком маленькое и не идет ни в какое сравнение с таковым в правовых реалиях Запада, оно всегда позволяет пусть ненамного, но улучшить положение подзащитного.

Второй значимый момент ценности адвоката для своего доверителя, как правило, совершенно не очевиден для профессиональных правоприменителей, таких как следователи и судьи, от которых часто можно услышать высказывания такого плана: "Зачем ему адвокат? Всё равно не оправдают, только деньги потратит."

Однако, уважаемые забывают, что далеко не все люди, попавшие в мясорубку правоохранительной системы, преступники-рецидивисты. Большинство из них никогда не имели дела с правоохранительной и судебной системами и понятия не имеют, через какие процедуры им предстоит пройти и что ожидает их на долгом пути от возбуждения уголовного дела до приговора.

Неизвестность же - как раз тот фактор который порождает больше страхов и стрессовых состояний нежели сама перспектива уголовного наказания.

И в этой связи, я вижу одной из основных функций адвоката-защитника разъяснить своему доверителю в подробностях, как могут развиваться события, к каким результатам нужно стремиться, а каких последствий избежать скорее всего не удастся.

Теперь итог:

По моему скромному мнению, несмотря на то, что уровень развития отечественного уголовного процесса крайне низок, абсолютно не соответствует уровню цивилизованного и часто имеет карательный характер, роль в ней адвоката-защитника всё еще остается довольно значимой несмотря на объективные ограничения.

Стоит ли денег помощь опытного адвоката, дающая возможность сориентироваться в сложившейся негативной ситуации, а в перспективе, как правило, позволяющая доверителю выбрать из нескольких зол меньшее?

На мой взгляд - стоит, но, конечно, каждый для себя решает сам.

Искренне ваш,
адвокат Александр Макаров.